Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Донская средняя общеобразовательная школа.

Родителям

 Родительский комитет  2018-2019 учебный год

Председатель: Сушкина В.А.
1 класс:  Малахова О.Ю.
2 класс:  Лобова Л.А.
3 класс:Лобова О.Н.
4 класс: Патюкова Н.Н.
5 класс: Медкова Е.А.
6 класс: Мрыхина А.В.
7 класс: Гулина Л.А.
8 класс: Некрасова Н.Д.
9 класс: Дядиченко М.В.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения ребенка

Памятка родителям по профилактике суицида
Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. 

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания, нежелание извиниться;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов. 

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

 - косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. 

Поведенческие признаки

  Подросток может:

1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;

 - во сне - спать слишком мало или слишком много;

 - во внешнем виде - стать неряшливым;

 - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания,     избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

 - замкнуться от семьи и друзей;

 - быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

 - проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

  Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:
- социально изолирован, чувствует себя отверженным;
- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки самоубийства;
- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически относится к себе.

  Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

пренебрежение собственным видом, неряшливость;
появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

  Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1.            Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.            Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3.            Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.            Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5.            Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
6.            Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
7.            7.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

8.            Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

  Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

  Все суициды делятся на три группы:

- истинные,
- скрытые,
- демонстративные.

  Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ - «жить для того, чтобы жить» - ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств "из-за любви" происходит потому, что детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
Демонстративный суицид. Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.
Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на "неуправляемость" детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью - «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был...»
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа - "сделай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...". И бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать!
Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: "Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!" Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.
  Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.
Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.
Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида - дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.

  Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:
«Ты не можешь убить себя, потому что...;
- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!  

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

будьте внимательны к своим детям!

 

  Памятка родителям профилактика суицида скачать

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. скачать

Темы родительских собраний 2017-2018 учебный год.

Первое полугодие

(1- 4кл)

1. Значение режима дня
2. Организация домашнего задания

3. Организация свободного времени ребенка
4. Расширение и углубление связей школы и семьи
5. Преемственность начальной школы и среднего звена

(5-9кл

6. Подросток и закон. Агрессивность подростков
7. Роль семьи и развитие моральных качеств подростка.
8. Куда пойти учиться. Выбор ребенка или родителей (9, 11 класс)

Второе полугодие

(1-4кл)
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии (5-9кл).
3. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
4. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
5.Трудный ребенок, кто он? 
6.Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.
7.Значение выбора в жизни человека. (10-11 класс).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Родители имеют право  на:
1.1 Обеспечение со стороны государства  общедоступности получения их детьми начального,  среднего и полного среднего  основного общего образования.
1.2.Выбор для своих  детей  форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования.
1.3.Прием в школу в соответствии   с Уставом школы и  законодательством РФ,  нормативными документами. 
1.4.Ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
1.5. Участие в управлении  образовательным учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, , родительские комитеты).
1.6. Ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
1.7. Обсуждение  спорных вопросов  с учителями или  администрацией школы и обращение к школьному уполномоченному по правам ребенка.
1.8.Обеспечение религиозного и нравственного воспитания в соответствии  со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.
1.9. Проживающие отдельно от ребенка родители  имеют право на посещение  родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
1.10.Своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской  общественности с  директором  школы.
1.11.Дополнительные встречи с учителем, если родитель считает, что на то есть основания (по согласованию с учителем).
1.12.Корректное высказывание  обоснованной критики в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.
1.13. Перевод ребенка с согласия администрации в другой  класс.  В   случае  конфликта  между   родителем  и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта  между самими учащимися.
2.Родители обязаны:
2.1. Обеспечивать и защищать  права и интересы своих детей.
2.2.Не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
2.3. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию.
2.4.Обеспечить   детям до 15 лет получение общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
2.5. Посещать    родительские собрания.
2.6.Поддерживать контакт  с  классным  руководителем своего ребенка.
2.7.В случае причинения ущерба   имуществу школы родители (законные представители) обязаны  возместить ущерб в объеме полной стоимости оборудования или ремонтных  работ.
3. Ответственность родителей (лиц их заменяющих):
3.1. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного  общего образования.
3.2.Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями  несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет привлечение к административной ответственности.
3.3.За потребление  детьми   наркотических веществ без назначения врача или за совершение ими  других правонарушений.
3.4. За мелкое хулиганство или хулиганство, совершаемое подростками в возрасте  от 14 до 16 лет (Кодекс  об административных  нарушениях).

3.5.Родители учащегося, переведенного в следующий класс «условно», а также оставленного на повторное обучение, несут  ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года (Закон об образовании).  

       Советы для родителей. 

1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – Ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.


2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.


3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.


4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка Главная задача сейчас помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.


5. Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы «Почему?». «Как?», «Можно ли было сделать это по-другому?»


6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность младших школьников.


7. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет Вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на Ваших отношениях с детьми.


8. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут Вам избежать ошибок.

Памятка для родителей

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

При оформлении ребенка в 1 класс необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление одного из родителей или законного представителя ребенка (заполняется в школе);
  • паспорт одного из родителей и его копию;
  • свидетельство о рождении ребенка и его копию;
  • медицинскую карту;
  • 2 копии медицинского полиса;
  • 2 фотографии 3x4.
    Если есть:
  • Свидетельство многодетной или одинокой матери (копию).
  • Свидетельство о разводе (копию).
  • Свидетельство об инвалидности ребенка или родителей (копию).
  • ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ШКОЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА:
  • Шариковая ручка
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Линейка (20 см)
  • Точилка для карандашей
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Краски акварельные
  • Альбом для рисования
  • Стакан-непроливайка
  • Кисточки для рисования (разных размеров)
  • Цветная бумага
  • Цветной и белый картон
  • Клей ПВА или клей-карандаш
  • Кисточка для клея
  • Пластилин
  • Дощечка для лепки
  • Клеенка для уроков труда 30 х30
  • Ножницы детские
  • Салфетки для рук
  • Тетради в косую линейку, широкую линию, клетку (по 10 шт.)
  • Веер цифр от 0 до 20
  • Веер гласных, веер согласных букв
  • Счетные палочки
  • Обложки для книг, для тетрадей
  • Спортивная форма, обувь
  • Сменная обувь
  • Мешочек для сменной обуви.